Турция. Стамбул — Анталия — Стамбул. Одиннадцатый день. Среда. 20.09.2017

Памуккале — Афродисиас — Эфес

    

 

Досмотрев небольшие объекты в Памуккале, предстояла поездка в сказочный Афродисиас, куда я уже давно хотел. И потом следовало уехать как можно ближе к Эфесу, который тоже уже давно стоял в планах.

 

С утра полюбовался с отеля ALİDA PAMUKKALE (100 лир за номер с завтраком) на холм Памуккале

Внутренний двор отеля

Ресторан отеля

Пора по объектам.  Фонтан-инсталляция Памуккале (37.91932, 29.12086). Используется вода, стекающая с травертин холма.

Прежде чем ехать дальше, пришлось немного вернуться по вчерашнему маршруту, чтобы заправиться на ближайшей заправке. Ближайшей оказался Лукойл. 34 литра за 160 лир.

Там же обнаружилась свободная мойка. Последние пять дней ездили на чумазой, как чёрт, машине, так как при подъезде к каньону реки Кёпрючай, пришлось проехать по свежезалитой жидким гудроном дороге. И всё как то не до приведения в порядок было. В этот день тоже спешили, но я всё же решил потратить время на мойку, попросив на заправке налить соляры в тазик, который обнаружился на мойке, и в пять заходов (соляра-мыло-вода), всё таки отмыл её. Стоимость мойки, 1 лира за порцию мыла, и 1 лира за пару минут воды под давлением. 10 лир ушло на отмывание гудрона.

Для самостоятельных путешественников на машине по Турции, пожалуй, может оказаться полезной информация по самостоятельной мойке машины на заправках Турции. Не везде, но достаточно часто они встречаются. Выглядят как загородки в отдалении от заправочных колонок. На фото виден красный ящик, который висит за машиной. В нём два монетоприёмника. Один для мыльного раствора, второй для воды под напором. К сожалению, не догадался сфотографировать монетоприёмники вблизи, и сейчас уже не помню, как они обозначаются. Самостоятельно определить не просто, так как написано по турецки, с сокращениями, и переводчик не помог. Но местные с удовольствием помогут разобраться, с чего начать, потыкав пальцами в ящик.

И так, кидаем одну лиру в щель для мыльного раствора, хватаем шланг соответствующий, и быстро, быстро начинаем закидывать машину пеной. Времени даётся не много. Чтобы закидать всю машину, надо действовать достаточно быстро. А если не успели, кидайте ещё лиру. Лиру не жалко. Жалко то, что монеты в одну лиру не всегда бывают. Поэтому приходилось суетиться))))

Подождав, когда мыльный раствор разъест грязь и пыль, можете потереть ещё машину щёткой, которая обычно присутствует на мойке. Может оказаться одна щётка на две мойки, и придётся подождать, когда сосед по мойке освободит её.

Теперь кидаете одну лиру в щель для воды, хватаете шланг для воды, и уже поспокойнее, но всё же не рассусоливая, смываете всё под напором.

ВНИМАНИЕ!!! Напор достаточно сильный, и прежде чем нажать на курок на шланге с водой, как следует зафиксируйте шланг в руках. Если делаете это первый раз, то возьмите шланг двумя руками. Иначе может вырвать шланг из рук, или повести, от неожиданности в сторону, поливая всех вокруг.

На одном из Лукойлов встретил бесплатную мойку моечными барабанами. Подводите машину к отметке, вылазите, и ждёте. Подходит заправщик, где-то, что-то нажимает, и барабаны начинают обрабатывать машину. Рядом есть шланг (без напора), которым можно воспользоваться, если мойка что-то не домыла.

Так-же, далеко не на всех заправках, но встречаются, пылесосы. Не очень удобные. С большими соплами, и толстыми, не очень длинными шлангами. В щелях высосать что либо не реально, но в относительный порядок салон привести можно. Возможно длины шланга на всю машину не хватит, и придётся крутить машину, подставляя другой бок. Принцип тот же. Кинули монетку, пылесос на какое то время заработал.

Для самостоятельных путешественников на машинах, очень удобно. Много времени не занимает. Мойки, практически всегда, свободны, в очереди стоять не надо. А если не свободны, так другую заправку найти можно.

Заправившись, и помывшись, вернулись в Памуккале. Многие знают про белые травертины в Памуккале, но не многие знают, что там есть ещё и рыжие. Местные их называют Гырмызы травертин — Красные травертины. Ещё можно спросить Карахаит, это название посёлка, с красными травертинами, а уже там спросить у местных — Гырмызы травертин. Ну, или, воспользоваться моими координатами)

Образование красных травертин отличается от белых тем, что в воде содержится большое количество оксида железа, который и придаёт им такой цвет. Попросту, цвет ржавчины.

Как добраться до Карахаита?  От автостанции Памуккале туда ходит долмуш за 2 лиры. Думаю, от Памуккале до Карахаита на такси будет совсем не дорого. Самые отчаянные могут дойти и пешком. От нижнего входа в Памуккале, до центральной площади Карахаита 7 км. Ну а мы воспользовались удобством самостоятельных путешественников на машине) Хлоп, и мы на центральной площади, где находится вот такой фонтан из красного травертина (37.96126, 29.10435). Вокруг несколько кафешек, и сувенирка.

Вода течёт горячая, и как во многих термальных источниках, места потока воды облюбовали термостойкие тёмно зелёные водоросли.

Но в фонтан, чтобы смотреть. а лечебные источники несколько дальше. Указателей нет, и мы нашли их путём расспроса местных (37.96747, 29.10273)

Будьте аккуратны, не лезьте куда ни попадя. Из самого источника вода течёт порядка 80 градусов. Поэтому, смотрите, где мочат ноги местные, и лезьте там. Ну, или пробуйте сначала.

В источниках Карахаита и вода целебная, и где то берут целебную грязь. Причём воду ещё и пьют из специального источника. Лучше попробовать на эту тему поговорить с местными, не боясь языкового барьера. Можно общаться и жестами. Я так понял, что пить надо из источника, который виден на фото выше. Возвышение со стекающей водой возле двух женщин в чёрных одеждах. Говорят, вода полезна для опорно-двигательного аппарата.

Это основной источник с почти кипятком. А в травертиновых ваннах ниже по течению вода остывает до 60-ти градусов, и ниже, в зависимости от удалённости от основного источника.

Ну а мы продолжили своё путешествие по Турции, двинувшись на машине в сторону Афродисиаса.

Внезапно на стоянках Турции)) Хозяин, увидев, что фотографирую машину, тут же радостно прибежал с криками Руссия, Руссия? И очень обрадовался, что угадал)))

В Афродисиас на машинах не пускают. Надо подъехать на стоянку сюда (37.71377, 28.73148). Оставить на стоянке машину, и пересесть на трактор-челнок, который и отвезёт к Афродисиасу.

Стоянка и трактор бесплатны. Хотя в интернете видел отчёты, где пишут, что стоянка и трактор 7 лир. Не знаю, может нам так повезло.

Билет на вход в Афродисиас стоит 15 лир с человека. (37.7094, 28.72815)

Афродисиас великолепен и грандиозен. Закладывать надо 2,5-3 часа на обход всей территории.

Сначала немного истории.

Основан город был в V веке до нашей эры, и был важным центром искусства. Здесь находились наиболее значимые в ту эпоху скульптурные мастерские. В этом можно убедиться, побывав на территории музея Афродисиаса.

Ещё Афродисиас прославился своим храмом, посвящённым Афродите. В этом тоже можно убедиться, прогулявшись к руинам храма.

Город находится в районе сейсмической активности, и пережил не мало землетрясений. Землетрясение в VII веке нашей эры окончательно его доконало, и он больше не восстанавливался.

Часть древнего города была застроена современной деревней Гейр. Но в XX веке современные дома на территории Афродисиаса были снесены, а деревня была сдвинута в сторону.

Первое, что мы видим, входя на территорию, это большая поляна, окружённая соснами (с прыгающими по ним белками), на которой разложено большое количество саркофагов. После того, как эта территория стала византийской, скульптурные мастерские стали делать саркофаги. Саркофаги из Афродисиаса, вернее из Ставрополиса, как стал называться город после того, как попал под византийское управление, находят в самых разных местах бывшей Византии.

Некоторые почти полностью покрыты полустёршимися письменами.

Некоторые имеют таблички с письменами, в виде барельефа



С учётом истирания барельефов за прошедшие века, исполнение очень даже впечатляющее


Виды на поляну с саркофагами

А вот и те самые белки

Дальше, на отдельной площадке, выставлены каменные кувшины, видимо, из той же мастерской

По краям площадок выставлены найденные фрагменты фризов с различных построек

Дальше идёт музей Афродисиаса. И вот тут я настойчиво рекомендую тем, кто доберётся до Афродисиаса, обязательно зайти и в музей. Посещение входит в стоимость основного билета.

Здесь собраны барельефы и статуи, которые когда то украшали здания и площади Афродисиаса. Хотя, возможно, сначала надо обойти весь Афродисиас, а потом уже идти в музей. В таком случае легче будет представлять, что, где, и как располагалось.

И так,  музей.

Слева Пифагор

Специально фотографировал некоторые фрагменты статуй, чтобы была видна детализация отдельных частей

Вот, например, ступня статуи с фотографии выше

Всякая хозяйственная утварь

Статуи различной степени сохранности

и элементы статуй

Здесь тоже попадаются саркофаги

Здесь я несколько опешил. Английским не владею, и seasons sarcophagus понял как сезонный саркофаг. И завис. Потом уже дошло, что на нём изображены «толстые крылатые мальчики, несущие фрукты и орудия, связанные с одним из четырёх сезонов» ))) То есть, саркофаг, на котором изображены сезоны.

различные барельефы

и снова статуи

Муза с маской

Некий Флавий Палматиус. Губернатор в сенаторской тоге. Как я понял, стоял на площади перед театром. Теперь вот тут стоит.

Всякие побрякушки

Сись… Женская грудь, ухо,

и… ну вы поняли.

Тут можно меня лицезреть. В отражении. Кто именно за стеклом, не разобрался.

Акротерий из завитков акантуса . Конец первого века до н.э.

Акант растёт на могилах героев — считали древние греки. Так появился орнаментальный мотив на коринфских капителях.(Википедия)

Сатир с маленьким Дионисом. Выразительный сатир. Почему то без копыт.

И в конце длинная комната с барельефами с Себастиона. О нём будет ниже.

Располагались они между колонами на фасаде здания

Клавдий наносит смертельный удар Британии. Имеется ввиду завоевание Британии римским императором Клавдием в 43 году нашей эры.

Три грации(хариты) в классической позе — богини изящества, прелести и красоты. Прислужницы Афродиты.

Барельефов там огромное количество, все не покажешь. Ещё раз рекомендую посетить Афродисиас, и обязательно зайти в музей.

Идём в обратную сторону, к выходу из музея.

Местный магнат и благотворитель L. Antonius Claudius Dometeinos.

Leading citizen wearing priestly crown/ Ээээмм… Значимый гражданин в священническом венце?

Ника, она же Виктория

И, наконец, выдвигаемся к храму Афродиты. По дороге то там, то сям, попадаются различные развалины. Бросается в глаза необычное, винтовое оформление колон. В Афродисиасе они много где попадаются.

И вот, в дали показалась визитная карточка Афродисиасатетрапилон, или монументальные ворота. (37.71006, 28.72524)

Прекрасное творение

Теперь это уже истёрто временем, но можно представить, как эта резьба по камню смотрелась раньше

И опять колоны с резьбой винтом

Когда то от этих ворот начиналась величественная улица, которая вела к храму Афродиты.

Теперь к руинам храма Афродиты надо идти по узкой тропиночке, пролегающей мимо различных развалин. (37.70977, 28.7234)

Предположительно храм Афродиты был возведён на месте ещё более древнего храма Матери Богов, Кибелы.  

А в 480-х годах нашей эры храм перестраивался под христианскую базилику. Так что, каких только Богов здесь не побывало. Предположительно император Зенон приказал сделать из храма базилику по той причине, что его оппозиция строила свою компанию на обещаниях возродить эллинские обычаи, обряды и храмы. В связи с этим Зенон спешил заменить всё эллинское на византийское, чтобы выбить почву из под ног оппозиции.

На фотографии ниже колоны храма Афродиты, а каменная кладка, остатки базилики.

Северный теменос неподалёку от храма Афродиты (37.71016, 28.72334)

Теперь на север от храма, к стадиону Афродисиаса (37.71261, 28.72308)

Ну что я могу сказать про стадион? Сказать грандиозно? Пожалуй это мало.

До этого я видел стадион в греческих Дельфах. Напомню, в Дельфах проходили Дельфийские(Пифийские) игры,вторые по значимости после Олимпийских. И там мне стадион показался вполне себе приличным. Так вот Дельфийский стадион, это так, мелочь…

Стадион Афродисиаса подавляет, когда находишься на его поле. Чувствуешь себя букашкой. Кстати, для масштаба. Чёрная букашка на стартовой линии, это я)

В какой-то момент мой мозг совершенно отчётливо включил мне рёв трибун… ну ладно, жара была приличная, можно списать на неё)) Но я слышал этот рёв))

Вход на стадион


Панорама стадиона Афродисиаса

Взгляд на храм Афродиты со стороны стадиона. Перемещаемся к баням императора Адриана

В Афродисиасе всё грандиозно. Включая бани. К сожалению они так устроены, что сделать фото с ощущением грандиозности, не получается. только фрагментарно.

Построены к посещению Афродисиаса, вернее к тому моменту уже Ставрополиса императором Адрианом. (37.70814, 28.72211)


Бассейн перед входом в бани


Фрагменты внутренних помещений бань


Далее переходим к буливтерию, или одеону (37.7092, 28.72358). Сам не до конца понял, но вроде бы как здание одновременно использовалось и для музыкальных состязаний, и как зал для заседаний.

Переходим уже с некоторым трудом, начиная экономить воду. Гулять по пеклу ещё много, а вода уже на исходе)). Так что сидения одеона оказались как никогда кстати. Жаль только свод не сохранился, и Солнце печёт. Раньше это было здание с перекрытием, и имело ещё 12 рядов, кроме сохранившихся. Но, увы, всё это рухнуло. Но и то, что осталось, выглядит весьма приятно. Вместительность, до обрушения, оценивается в 1750 человек.

Сцена одеона. На постаментах, между колонами, находились статуи, ныне хранящиеся в музее. Везде белый мрамор, кое что, например некоторые колоны, из серого мрамора. Мраморные каменоломни были недалеко от Афродисиаса.

Мы были в сухой сезон, и всё было сухо. Те, кто приезжают по весне, в мае например, обычно наблюдают в чаше одеона болото с лягушками. Местность, после одного из землетрясений, подтапливается, особенно после таяния снегов.

Седушки. Я бы, на месте древних, подушечку бы сюда приносил, пожалуй.

И вновь колоны с резьбой.

После одеона поползли к следующим объектам. Ноги уже гудели, и по сторонам не смотрелось). Следующим объектом был себастеон (37.70861, 28.72666)

 

Если честно, назначение себастеонов я так и не понял. Пишут обычно, что имеет религиозное значение, но посвящён не богам, а императору.

В Афродисиасе себастеон представлял собой два параллельных трёхэтажных здания, второй и третий этажи которых с фасада были покрыты барельефами, которые мы уже видели в музее. Сейчас часть себастеона восстановлена, и покрыта копиями барельефов. Подходы к себастеону оказались перекрыты, поэтому полюбовались только издалека.

 

А вот дальше пришлось туго в принятии решения. Себастеон находится на перекрёстке. Прямо пойдёшь, к агоре и театру попадёшь. Налево пойдёшь, к выходу, и к кафешке, с такими манящими холодными напитками, попадёшь. Вот казалось бы, что сложного? ))) Но ноги уже так гудели, и так хотелось выпить холодного (взятая с собой вода уже давно стала тёплой), что решение принималось тяжело. И всё же я пошёл прямо.

По дороге встретились уложенные штабелями фризы (37.70833, 28.72666). Скорее всего с агоры. Она была следующей.

 

Агора, это рыночная площадь в древних полисах. Только использовалась она не просто как рынок, а как центр для общения, и собраний. Часто агора являлась административным центром города. Сказывалось отсутствие айфончиков, телевизоров и Одноклассников. А общаться и узнавать новости гражданам древних полисов хотелось не меньше, чем современным. В результате агора становилась основным местом общения жителей, локальным ВКонтакте. И оформлялись они соответственно. Колоны, статуи, кроме открытых прилавков могли быть и крытые галереи (бутики), ремесленные мастерские (брендовый handmade), храмы.

 

До этого я видел агору в Афинах, которую считают одной из крупнейших и известнейших агор. Видел агору в Коринфе, так же одну из известнейших. Но агора в Афродизиасе (37.70755, 28.7246), может быть и не самая большая, но по моему вкусу, наиболее изящно оформленная.

 

Строения размещались вокруг огромного бассейна, окружённого колонами ионического ордера.

От агоры мало что осталось, но увидев статуи в музее, и огромное количество фризов, сложенных недалеко от агоры, вполне можно представить себе грандиозность.

Холм, примыкающий к агоре, это не просто холм, а театр Афродисиаса (37.70744, 28.72494). Театр не самый большой, из виденных, но вполне впечатляющий. Построен был в первом веке до нашей эры из белого мрамора. Очень хорошо дошёл до нашего времени, имея незначительные следы реставрации.

За стадионом виднеются столбы из редчайшего голубого мрамора, предположительно, епископского дворца.

Дальше я уже дополз до кафешки, где устроил отпивание своего изжаждавшегося организма холодными напитками, в компании с наглыми турецкими кошками.


Вот и всё. С Афродисиасом попрощались. Не смотря на то, что прогулка получилась утомительной, из-за палящего зноя, и из-за того, что некоторые дорожки были перекрыты (археологические работы), и нам пришлось делать значительный крюк, посещение Афродисиаса осталось для меня одним из самых ярких впечатлений от всего путешествия по Турции. Теперь на трактор, затем в прохладу откондиционированной машины, и к следующей мечте, Эфесу.

К Эфесу подъехали к 7-ми вечера, уже с закатом. И, зная, что с уходом всех туристов от пещеры Семи спящих отроков, появляется возможность осмотреть её более подробно, я рванул сначала к ней (37.9437, 27.35367).

 

Про легенду о Семи спящих отроках (Семь отроков Эфесских) знают не многие. Если кратко, то семь юношей из Эфеса, являясь ранними христианами (III век), отказали тогдашнему императору Децию приносить жертвы языческим божествам. В наказание император приказал замуровать их в пещере, в которой они жили. Но волею небес, они не умерли, а заснули. Через долгое время, по разным источникам, от 120 до 320 лет, в уже христианском Эфесе появились еретики, отвергавшие воскрешение при Втором пришествии. «Как может быть воскресение мёртвых, когда не будет ни души, ни тела, так как они уничтожатся?» Или: «Только одни души будут иметь воздаяние, так как невозможно телам восстать и ожить после тысячи лет, когда не останется от них и праха».  Тут то Господь и решил показать чудо воскрешения.

Хозяин участка, на котором располагался грот, приказал разобрать вход в него, чтобы использовать грот для хозяйственных нужд. Тут отроки и проснулись, ничего не подозревая. В ожидании мучений, последний раз перед казнью, они решили потрапезничать, и послали одного из отроков за хлебом. Что-то неладное отрок заподозрил ещё на входе в город, увидев крест над воротами. Придя на рынок, он попытался расплатиться за хлеб монетами времён Дециана. За что и был тут же схвачен, как скрывший клад. К счастью, у градоначальника находился епископ Эфеса, когда привели схваченного юношу. И еписком понял, что тут есть какая то тайна. Придя в пещеру, епископ обнаружил в разобранных камнях ковчежец с оловяными табличками, которые вложили ранние тайные христиане, присутствующие при замуровывании отроков. А войдя в пещеру, и обнаружив остальных живых отроков, он понял, что Господь открывает тайну воскрешения плоти. Что привело к укреплению веры, а еретики были посрамлены.

Сами же отроки, когда всё разъяснилось, у всех на глазах легли на землю в своей пещере, и вновь заснули, теперь уже до Второго пришествия.

Семь отроков Эфесских почитаются как в христианстве, так и в исламе.

Есть несколько пещер, которые считаются пещерами Семи отроков. Приоритет остаётся за эфесской пещерой, на втором месте грот в иорданском Аммане.

Во Франции,в церкви Сан-Виктуар в Марселе, хранятся мощи, которые были вывезены из Эфеса во время крестовых походов. В Аммане в пещере, которую считают пещерой Семи отроков, построен храм в виде равностороннего креста, в котором находятся семь гробниц. Но мощи из гробниц перемещены в одну, и в ней сделано окно, для лицезрения на мощи.

Попасть в сам грот простым туристам нельзя. На входе установлены ворота, по холмам, окружающим грот протянуто проволочное ограждение.

Посмотреть можно сквозь решётку ворот. Свод пещеры давно уже рухнул. Полы во многих местах провалились. В связи с этим проход и закрыт. В целях безопасности посетителей. Но если очень захотеть, то погулять в гроте можно. Это если прям очень сильно захотеть. А если очень сильно захотеть, то и информацию о том, как туда попасть, найти можно. А если не нашли, то не особо то и хотели))). Если всё же собрались внутрь, то десять раз подумайте, прежде чем сделать шаг. Всё держится на честном слове. И обязательно наденьте надёжную обувь. Ибо придётся карабкаться по осыпающимся стенам и склонам.

 

Поскольку место считается святым, то с момента повторного обнаружения пещеры появилось большое количество желающих быть похороненными здесь. В результате кругом полно аркосолий, саркофагов, просто выбитых в скале могил, каких то полок в стенах.

 

Пещера имеет два уровня, и на каждом уровне есть свой грот. Так вот, если вы попали сверху к первому гроту, то это ещё не грот Спящих отроков. Это более поздние захоронения. Ко второму гроту ещё надо спускаться, и это куда как сложнее, чем с первым.


Тем временем становилось всё темнее

Вскрытые захоронения верхнего уровня. Слева от дерева видна арка нижнего грота.


 

Верхний грот. В гроте уже совсем темно было, и техника не справлялась.

 

Захоронения были везде. Под ногами и в стенах.

К нижнему гроту добрался когда на улице было уже сумрачно, а в гроте совсем уж темно.

Вылазил обратно уже в полной темноте. Весь в пыли и в грязи)))

Дальше попытались попасть в древний Эфес, в надежде увидеть знаменитую библиотеку в ночной подсветке, а наутро уже погулять основательно. Но уже всё было закрыто, поэтому начали искать отель. В близлежащем Сельчуке отель нашёлся быстро, им оказался  отель Villa Dreams (37.95444, 27.37944) за 120 лир с завтраком и с бассейном во дворе.

На этом день кончился. Один из самых лучших дней в нашей самостоятельной поездке на машине по западной Турции.

Пройдено 241 км, нахожено прилично.

Расходы: Топливо 160 лир, Афродисиас 15 лир на человека, отель 120 лир за номер.


←Десятый день поездки по Турции                                       Двенадцатый день поездки по Турции →

 


.