Турция. Стамбул — Анталия — Стамбул. Шестой день. Пятница. 15.09.2017

Сиде — Пороги Manavgat — каньон Köprülü  — Selge — Aspendos — Анталья

    

В этот день было запланировано погулять по Сиде, немного прогуляться у порогов Manavgat,  успеть посмотреть римский мост над каньоном Köprülü, заехать к древностям Selge, увидеть древности Аспендоса, и добраться до Антальи. Судьба преподнесла изумительный сюрприз в виде каньона Köprülü

С отеля вышли в девять

и через набережную Сиде двинулись к исторической части города, оставив машину на стоянке у отеля. Ну как на стоянке… На очень пыльной глинистой поляне, на задворках отеля.

Сиде особо описывать не буду. Кто не знает про Сиде? Пару слов только.

Городок переплетает в себе современные дома, отели, магазинчики с древними массивными строениями. Древностями Сиде просто перенасыщен.



И, разумеется узкая прибрежная полоса, с лежаками, столиками, и прочими зонтиками.

Мыс заканчивается целым рядом прогулочных корабликов и яхт на любой вкус.

Снова древности


И венчает всё это визитка СидеХрам Аполлона на конце полуострова (36.76413, 31.38658). 

Ну как храм? От храма остались пять колон, и фрагмент аттика на них. Но смотрится это очень красиво.


Ну и конечно кошаки! Ибо что ж это за Турция, без кошаков?

(с чем пожаловал, турист?)

При правильном магазине устроился

Погуляв по Сиде, выселились из отеля, и тронулись дальше. Сначала были пороги в низовьях реки Манавгат.

Один порог можно посетить бесплатно (36.81527, 31.45194)

Нижний порог Manavgat Şelalesi находится в парке (36.81297, 31.45441), и вход стоит 10 лир (170 рублей). Парковка, возможно, тоже платная. Мы оставили машину у верхнего порога, и прогулялись пешком.

Размявшись перед броском, заправились (40,8 литров. 195 лир.), и в полдвенадцатого тронулись в сторону древнего Selge. 

Но удовольствие получили не от развалин, а от самой дороги. Дорога от реки Кёпручай и до Selge шикарна.

Дорога проходит вдоль пропастей (подняться надо на 1250 метров), предоставляя сказочные виды

и в некоторых местах ещё и попадаются каменные леса из слоистых скал (37.20861, 31.15888)

Selge, находясь в плодородной округе, был довольно богатым городом. А находясь в труднодоступном месте, номинально признавая власть меняющихся завоевателей, по факту оставался независимым практически на всём протяжении своей истории. Но в VII веке был покинут своими жителями из-за переноса торговых путей. Попросту стал не нужен в изменившейся экономической ситуации.

На сегодня самым крутым объектом там является театр на 10 000 зрителей (37.22933, 31.12726). Выглядит впечатляюще.

 

По описаниям там так же есть немного городских стен, нечто, что принимают за базилику, и ещё что-то. Мы посмотрели только театр, который действительно смотрится мощно. Остальное не стали искать. В Selge заехали просто потому, что относительно недалеко от главной цели поездки, римского моста Олук. И ради того, чтобы лишний раз проехать по горной дороге с красивыми видами, заглянув в головокружительные пропасти)).

 

Далее вернулись к римскому мосту, по которому уже проехали ранее, но не стали останавливаться, оставив вкусное на потом.

Мост Олук построен во втором столетии нашей эры римлянами (37.19193, 31.18094).

 

На настоящий момент является действующим, способен пропускать автомобили, но по одному, и в реверсном режиме. Очень узок, ехать приходится аккуратненько, контролируя бока. А с учётом поворота на мост под 90 градусов с узкой дороги, ещё надо суметь и вписаться. Я с первого раза не вписался)) За бортами моста не увидел, насколько он узкий, и что требуется больший радиус для поворота. В результате пришлось поёрзать туда-сюда.


Надо сказать, что посещение этого места явилось неожиданным и отличным таким бонусом ко всей поездке. Это одно из самых ярких впечатлений.

 

То, что река Кёпрючай популярна для рафтинга, и течёт по живописной долине, я прочитал ещё до поездки. Но в формат поездки рафтинг не вписывался. Любителям рафтинга, которые будут в тех местах, очень рекомендую. Пороги там так себе, как я понял, но места необыкновенно красивы. 

 

Я же эту точку поставил в маршрут только из-за моста Олук, и остался вполне себе доволен посещением. Мост хорош. Нависает над рекой на высоте 27 метров

И всё бы могло закончится любованием моста, и кайфом от дороги вдоль реки

Но меня смогли уговорить)). Там множество зазывал, которые уговаривают на рафтинг. Я от всех отмахивался по своему обыкновению.

Но один оказался русскоговорящим, и со сломанной ногой. Он скромненько так сидел на бордюре, и ждал, когда я поравняюсь с ним. Я как раз, насмотревшись на мост сбоку, шёл к мосту, чтобы полюбоваться на каньон с высоты. Мужик даже не уговаривал меня. Он просто как-то лениво так бросил мне – я отвезу тебя на лодке вверх по течению за 30 долларов.  Я покосился на него, и пожав плечами, буркнул «угу», и пошёл дальше. Дойдя до середины моста, и глянув вниз на другую сторону, я затаил дыхание, и замер… и понял… он таки отвезёт меня вверх по течению за 30 долларов)))

Река в этом месте выходит из узкого каньона, о чём я до поездки не знал, и из-под моста начинается уже долина. Долина тоже красива, не зря туда едут толпы желающих сплавится на рафтинге.

Но то, что с другой стороны моста, просто поразительно. Как уже писал, мост вклинился в узком месте каньона между скал на высоте 27 метров. А сами скалы выше по течению ещё выше, и река с непередаваемым цветом воды получается стиснута между скалами головокружительной высоты.

 

Торговаться с мужиком особо не стали, единственно сошлись, что будем платить лирами, и сошлись на 100 лир, что немного дешевле, чем 30 долларов. Далее он нам сказал спускаться по лестнице к реке, а сам куда-то улетел на мотоцикле (переключая скоростя ногой в гипсе). Оказалось, улетел на парковку лодок. И когда мы спустились, он уже показался гребущим на лодке одним веслом. Мужик оказался героическим. Вверх по течению катает не он один. Но остальные катают компании, раздав всем вёсла. У этого оказалось только одно весло. На моё предложение дать мне весло, он категорически отказался, сказав, что туристы должны наслаждаться видами, и фотографировать. А вёсла этому мешают. Пришлось смириться. И вот он, со сломанной ногой, против течения выгребал одним веслом, сидя на носу лодки




 

Там во многих местах из стен каньона бьют мощные струи воды, создавая сильное течение, и где он не мог справиться веслом, он довольно резво выскакивал на скалы с неустойчивой на воде лодки, прыгал на одной ноге  по скалам, протаскивая лодку на верёвке через потоки. А лодка не маленькая, и неудобная для управления в одиночку.

 

И ещё он периодически подкачивал лодку… ртом, ныряя в её недра!!!! )))

 

Красота!!!!

 

О каньоне.

 

Река здесь с кристально чистой водой (рекомендуется местными к питью) необыкновенного цвета.

 

Зажата между живописными скалами головокружительной высоты, что и придаёт особую прелесть этого каньона

 

И во многих местах, прямо из стен, бьют мощные родники


 

 

Заканчивается всё порогами, через которые на лодке никак. Там зависли минут на 10, вертя головами))


На обратном пути

 

остановились у грота, из которого вытекает один из ключей. Мужик рекомендовал покупаться, но водичка там холодновата). Там провели некоторое время, так как с утёса было удобнее любоваться красотами, чем с шатающейся лодки




На всё про всё ушло чуть меньше часа. До конца (против течения) доплыли за 20 минут, возвращались 35 минут.

 

Просто потому, что туда он в основном грёб, не останавливаясь. Скорость позволяла и любоваться, и фотать. А обратно он уже просто сплавлялся по течению, останавливаясь в лучших местах.



 

Очень рекомендую проплыть в каньоне Köprülü вверх по течению от римского моста Олук







 

Старт на природной площадке по координатам (37.191, 31.181). К площадке надо спускаться по длинной каменной лестнице. Вход на лестницу увидите, если будете идти к указанным координатам. На верхней площадке лестницы как раз и сидели лодочники, которые катают по каньону. Не уверен, что это их постоянное место. Если не найдёте никого, перейдите через мост к скоплению рафтов, там, я думаю, вам подскажут. Ну и попробуйте спросить русскоговорящего лодочника. Авось найдётся наш)

Очень жалею, что не взял его телефон, и не узнал имя. Мне с ним понравилось. Возит не толпами, ждёт терпеливо, пока вы насладитесь, останавливает в нескольких местах. Если решите прокатиться вверх по каньону Köprülü, и увидите вот этого мужика, берите его, не задумываясь

 

Тронулись дальше около четырёх вечера, выбиваясь из плана маршрута, но ни о чём не жалея.

 

И ещё зависли в приятном ресторане при кемпинге Eko Motel (37.179, 31.185). Поели обильно, вкусно, и в красивой обстановке на берегу Кёпручая. Рискну рекомендовать. Ценник на двоих получился 60 лир (1020 рублей). При этом набрали всячины всякой. Так что не дорого, но качественно. Чая хоть залейся (хороший, ароматный), но надо вставать и идти наливать самому. Подходы не ограничены. И ещё получили полную тарелку ассорти из фруктов в качестве комплимента, которую не осилили уже)


 

Даааа…. В этот день ведь случилось событие, которое преследовало нас потом несколько дней) Попали на ремонтируемую дорогу, которую подготавливали к асфальтированию, и залили всю, по всей ширине, все имеющиеся шесть полос, и по длине где-то с километр жидким гудроном, не оставив места объезда. Все, кто там проехал, потом долго обтекали жидким гудроном. Машина превратилась в кусок мазута. На обратном пути добавили ещё. И потом несколько дней, на каждой заправке, потихоньку оттирали это всё. Возле моста было жутко наблюдать целый ряд машин, с которых натекли лужи, похожие на масло. Первая мысль, оппа, напоролись, масло потекло. Потом дошло, что это течёт, когда увидел, что это у многих. 

 

Когда вернулся к своей машине, вокруг обнаружил такие же потёки.

 

Но в конечном итоге оттерли солярой. Сдавал машину в нормальном состоянии

 

Дальше полетели в древний Аспендос. Но Аспендос разочаровал. Основные объекты, например древний театр, оказались сверху накрыты то ли огромным тентом, то ли там возвели новые стены, вокруг древних. То есть, театр оказался закрыт со всех сторон и сверху. Сейчас там проходят концерты. Пожалуй, это очень хорошее решение, использовать один театр из огромнейшего количества для таких целей. Но я просто этого не ожидал, и потому некоторое разочарование. Из всех объектов увидели только внушительный римский виадук. Вернее, лишь фрагмент от него. (36.944, 31.169)

 

Остальное и искать не стали, так как Солнце уже закатилось, и надо было успеть посмотреть самый важный объект (разумеется, старый мост), и искать ночлег.



 

Мост, сельджукского периода, построенный в XIII веке, оказался хорош, и там я застрял уже до самой темноты. (36.914, 31.163)

 

Мост был построен на основании более древнего моста.



С ночёвкой пришлось поездить. Ближайшие районы и городки получались дороговатыми. И в поисках так и доехали до Анталии ближе к 12-ти ночи. Отель Рояль Сити за 100 лир за комнату (36.856, 30.744)

На этом день закончился. Прошли 230 км. Из расходов Водопад Манавгат 10 лир, каньон Köprülü 100 лир, отель 100 лир. Заправка 195 лир.


 

←Пятый день поездки по Турции                                       Седьмой день поездки по Турции →