Турция. Стамбул — Анталия — Стамбул. Третий день. Вторник. 12.09.2017

Фригийская долина — Озеро Бейшехир

    

В этот день запланировал увидеть как можно больше объектов во Фригийской долине, после чего как можно ближе доехать до озера Бейшехир.


Проснулось хорошо, но собиралось как-то тяжко. Всё как-то возился, отпивался кофе, и любовался округой.

 

Одна из самых красивых гробниц видна с террасы отеля. Это две скалы в середине снимка

 

Выехать смогли только полдесятого утра. И направились вновь к Doganli kale. Но сначала поехали к какому-то объекту, по коричневому указателю на дороге, который заметили накануне. Потратили время, ничего не нашли, но благодаря поискам погуляли по сосновому лесу) (39.24805, 30.68). Позже внимательно осмотрел местность на Гугле, но тоже ничего не нашёл.

Doganli kale утром. (39.23621, 30.68221). Вернее, сначала гробница Deveboynu Kale, которая находится в соседней скале.

 

 

И вот так всегда… нет чтоб нормальную обувь одеть, так неохота же) И мучаешься на склонах в шлёпках))

Гробница сделана в массивной скале

 

На потолке видны выемки под деревянные конструкции

Сама гробница небольшая, и имеет одно углубление под захоронение

 

Теперь вернёмся к Doganli kale



 

Вокруг, иной раз на приличном расстоянии, валяются глыбы, со следами ручной обработки. Скорее всего это куски самой крепости, отколовшиеся от неё, и скатившиеся вниз по склону

 

Внутри выдолблены различные ниши, какие-то помещения, переходы.



 

Соседствующие скалы. Думаю, тут уже ветер постарался

 

Виды сзади. Не поймёшь, что наковырял человек, а что сделала природа. Похоже, там всё дополняет друг друга.     

 

 

 

Ступеньки в верхние помещения

     

 

 

 

 

 

 

Виды и ракурсы

 

Место меня заворожило. Долго не хотелось уезжать. Тишина, людей нет, птички поют, и фантастические виды.

 

Если у кого будет больше времени, чем у нас, то учтите. В том районе есть ещё несколько крепостей на вершинах гор. И это очень необычные крепости, с мегалитическими постройками. Ориентируйтесь на дорожные указатели с названиями Pismis Kale, Akpara Kale, Gokgoz Kale. И ещё какие-то. Если серьёзно соберётесь там гулять, то начав поиск по названным мною объектам, неизбежно потяните ниточку и к остальным.

А мы поехали дальше.

 

Гробница Gerdekkaya эллинистического периода (3-1 вв. До н.э.)

 

Гробница имеет дорический ордер и треугольный фронтон на двух колонах. За портиком проёмы в две погребальные комнаты. Захоронения были не только в основных помещениях, но и на скале, под портиком имеются три аркосолия. Плюс, скала слева от основной гробницы вся испещрена углублениями.



 

Справа и слева в портике имеются по одной аркосолии. Перед левой аркосолией имеется углубление, похожее на могилу. Но, возможно, это работа гробокопателей.

 

В правом помещении три саркофага с аркосолием, в каждой стене. Два саркофага справа и слева перед аркосолиями, и ещё отдельно углубление в полу.

 

Второе помещение имеет окно, а захоронений здесь поменьше

 

Правый аркосолий. Вид с портика.

 

Соседняя скала

 

Гробница, причисленная к эллинистическому веку (3-1 вв. До н.э.), продолжала использоваться с некоторыми дополнениями и изменениями в римском и византийском периодах. Была восстановлена Управлением музея Эскишехира в 1991 году.

 

Далее, без четверти двенадцать, осмотрели Монумент Areyastis (39.21777, 30.70944). Копия незаконченного монумента в «городе Мидаса», которую посмотрим позже.

 

В «монументе Ариястис» отсутствует большая культовая ниша в нижней части фасада – возможно, что этот памятник тоже не завершен. Однако он снабжен обширными надписями (самыми длинными в корпусе палео-фригийских текстов), выполненными в разное время. Наряду с вотивными текстами встречается и грозное предупреждение – «да будет проклят Великой Матерью тот, кто станет верховным жрецом и разместит свое имя здесь» (т.е. тот, кто после посвятителя попытается присвоить себе памятник). Эта надпись позволяет судить об огромной общественной роли фригийских скальных фасадов. С сайта Исторического факультета МГУ.

В 12 часов с четвертью прибыли в город Мидаса (39.20046, 30.71387)

Здесь тишина и спокойствие закончились на время. Памятники, расположенные здесь, довольно знамениты, и сюда возят пакетников. Да и местные на машинах приезжают. Так что народу здесь довольно много.

 

Главным объектом здесь является Монумент Мидаса. Это огромный, высеченный в скале фасад, заполненный чётким геометрическим узором. В нижней части фасада имеется ниша, в которой когда то находилась статуя матери-богини Кибелы.

 

Огромный «Монумент Мидаса» занимает поверхность скального выступа сравнительно небольшой толщины.

И здесь аркосолии

 

Влево от монумента уходит небольшое ущелье. Можно полазить.

 

Справа от Монумента огромная скала, вся испещрённая рукотворными пещерами. Возможно, это древний храм, а может быть многоэтажный древний жилой дом.

 

И снова всё в турецких надписях.

 

Между Монументом и скалой начинается довольно длинная тропа вокруг скал. По идее она должна привести к так называемому Трону Мидаса. Это просто обработанная скала на открытом месте. Мы до неё не дошли. Не хватало времени. Но по тропе прогулялись.

 

На тропе встречаются различные древние объекты. Не все имеют стенды, поэтому не всегда понятно, что это. Вот, например. С ущелья в горах спускается очень истёртая временем лестница, которая уходит куда-то в большую дыру под землю. Что там внизу, непонятно.

Дыра ничем не отгорожена. А зря. Соскользнёт какой-нибудь дурак, наподобие меня, ищи его потом.

 

Тропа идёт вдоль живописных скал. Очень много расщелин, в которые всё время хочется залезть. Но я сдерживал себя)). Ну как сдерживал… Как мог, так и сдерживал)

 

Дальше тот самый незаконченный монумент, который упоминался раньше. Если честно, я его увидел только благодаря табличке. Хотя он и огромен. Солнце било из-за скал, и слепило. (39.19916, 30.71166)

 

Здесь тропа раздваивается. Основная, с деревянным настилом, идёт прямо, и в дальнейшем делает крюк вокруг скал Монумента, вероятно приводя к трону Мидаса. А влево уходит натоптанная тропа на вершину скал. Очень удобная природная обзорная площадка, с которой открываются отличные виды. Мы пошли наверх. Вид с тропы.

Верхушка, и виды с неё

С вершины обратно

Дальше поехали искать Aslantaş и YILANTAŞ. Но по дороге меня заинтересовали скалы.

 

В скалах оказались две рукотворные выемки, и дырень, сделанная природой.




Низ скалы красиво обработан ветром, обнажив слои породы.


 

 

Дальше был Aslantaş. (39.04825, 30.52422). Если честно, я сначала сфотографировал эти гробницы, и поехал дальше их искать. Солнце снова било из-за скал, и слепило. И я сначала не увидел барельеф, приняв за обычные гробницы, каких в долине много. А потом пришлось возвращаться

Aslantaş, это гробница, сделанная на приличной высоте в скале.

В соседних скалах есть ещё такие же гробницы, но эта имеет барельеф в виде двух львов (отсюда и Aslantaş), вставших на задние лапы по бокам от гробницы. У нижних лап правого льва можно различить львёнка, основательно стёртого ветрами. Если не знать, что это львёнок, то можно и не понять. У ног левого льва, видимо, был второй львёнок. Но там изображение испорченно ещё сильнее. Гробница относится к седьмому веку до нашей эры, и считается, что это гробница одного из царей Фригии.

 

 

Увы, фото не качественные, так как Солнце било из-за скалы.

 

За углом находится YILANTAŞ (39.04763, 30.52313). Название производное от змеи, так как на барельефе имеется изображение, похожее на змею. Но на самом деле это не змея, а хвост льва) Гробница сильно пострадала при землетрясении, и раскололась. И теперь части её разбросаны возле скалы, а сама гробница видна между рухнувшими глыбами

 

Дальше поехали к скальному комплексу Memeç Kayalıkları. От Юланташа туда 15 километров, которые идут по живописной местности. Дорога заняла чуть меньше часа.

 

Сначала моё внимание привлекла группа скал по дороге. (39.06134, 30.52012).

 

Съехав на грунтовку, с удовольствием погулял среди них. С дороги они прикрыты деревьями, и не совсем понятно, что там. Если же обойти их, открываются интересные образования. Минут 20 можно погулять.


 

Отдельно стоящая скала у дороги(39.065, 30.51777)

 

Если набраться терпения, и посмотреть видео, то можно ощутить степную «аутентичность» села Demirli, а потом увидеть, как разбросаны там сям различные прикольные скалы.

 


 

И потом ещё одно красивое скальное скопление (39.09138, 30.47888). Находится прямо на крутом изгибе дороги, и парковаться лучше перед изгибом. Там есть место. Дальше скалы подступают близко к дороге, и довольно долго негде прижаться.





 

Озеро Эмре. (39.10861, 30.44666) На противоположном берегу просматриваются каменные грибы.

 

И, наконец, в четвёртом часу добрались до Memeç  Kayalıkları(Тёмные скалы, или Ночные скалы) (39.11583, 30.42916)

Здесь целый ряд рукотворных пещер, соединённых в одну систему. Начали их создавать фригийцы. Потом сюда пришли ранние христиане, ещё до византийской эпохи, и использовали пещеры для создания своих храмов. Храмы использовались и в византийскую эпоху.




 

Сейчас пещеры используются местными для отдыха





 

После осмотра Memeç  Kayalıkları нам оставалось посмотреть колеи фригийской долины, и Асланкаю. И тут меня очень подвел навигатор. Внимание тем, кто поедет по аналогичному маршруту. Не ездите как мы))) От Memeç Kayalıkları до Асланкай полтора километра. Но Maps Me отказался видеть дорогу по восточному берегу озера Эмре, и погнал нас вокруг гор, сделав крюк в 10 км, и заведя в тупик. Если поехать через озеро, то можно проехать вдоль южного берега озера, и вернуться на дорогу к Асланкаю. На южном берегу имеются интересные скалы.

Мы же поехали через городишко Döğer, в котором пообедали (39.12705, 30.39251). Там же есть относительно старый караван сарай. Был закрыт.

 

Дальше наша дорога лежала через посёлок Üçlerkayası, в котором сразу несколько интересных скальных образований, и гробниц. Главное скопление скал, если я правильно понял, Üçlerkayası Köyü (39.08738, 30.41789). Но мы туда не заехали, так как уже были пресыщены и сильно уставшие, а впереди были ещё два объекта. Поэтому мы просто проехали сквозь посёлок, полюбовавшись на попадающиеся скалы, которые там на каждом углу.

 

После посёлка начались чудеса с Мапс Ми. Дороги, которую он нам показывал, не было. С трудом нашёл полузаросшую дорожку, которая вела в нужном направлении, но никак не соответствовала той, дороге, которую предлагал Мапс Ми. Если посмотреть на карте, выставленной в начале поста, то в районе точки (39.09168, 30.42001) видно наши ёрзания туда сюда.

 

Но, в конце концов прорвались к знаменитым колеям Фригийской долины (39.09722, 30.42361).

Знамениты они своей непонятностью. Различные уфологи и любители альтернативной истории понавертели вокруг них целые теории. Впрочем, как и официальные историки, и геологи.

Колеи схожи с колеями на Мальте, и вызывают не меньше вопросов. Официальная наука говорит, что это колеи от тысяч древних телег, которые пробили их в туфе.

Но когда стоишь среди них, то хочешь не хочешь, а задаёшься вопросами. Между некоторыми пересекающимися колеями имеются перемычки, которые можно получить в вязком материале (например, в густой сырой глине, или не застывшем туфе), и нельзя получить в застывшем туфе. Бросается в глаза совершенно одинаковая ширина углублений. Как будто проехало современное средство на резине, а не тысячи более тонких колёс, которые раздолбали бы углубления хаотично. Многими отмечается и то, что на наклонных плоскостях следы не от древней телеги, с неизбежным наклоном углублений, а как от независимой подвески, совершенно вертикальные, хотя и находятся на разной высоте. Много вопросов, и ответов много. Но ответы часто противоречат сами себе)). А туф здесь был вязким миллионы лет назад)

Вот пример. Кто-то подъехал к обрыву, оценил обстановку, и сдал назад. Можно представить себе, как это произошло в вязком материале. И никак не получается представить себе, как тысячи повозок могли проделать такие следы в твёрдом, хоть и хрупком, туфе.

 

Вот тут видно, что средняя колея не имеет продолжения. Как если бы подъехали, и сдали назад. Не могли же тысячи древних повозок подъезжать сюда, и сдавать назад)))

 

А тут выдавленная вязкая порода, в дальнейшем закаменевшая.

Когда стоишь среди них, видя идеальный профиль колей, ну никак не верится, что это не транспорт на резиновом, или подобном каком-то ходу. К тому же видны следы наискосок, которые не смогли бы сделать повозки. Впечатление, что в вязком покрытии кто-то проехался, параллельно друг другу. А уже позже, когда порода уже начала застывать, кто-то проехался ещё раз, наискосок уже существующим колеям, выдавив перемычки между новыми и старыми. В твёрдой породе такого не получилось бы.

 

И главный вопрос. Если повозки своими колёсами смогли пробить в окаменевшем туфе такие значительные колеи, то животные, которые их тянули, даже не будучи подкованными, по-всякому бы пробили бы хоть не глубокие, но свои колеи? )) Но их нет. Есть только от колёс.







 

Тут хорошо так теранули. Апологеты повозок утверждают, что здесь повозки цеплялись своими выпирающими осями. Вопрос тогда, зачем тысячи повозок упорно цеплялись осями за этот бугорок, если справа целое поле? Езди, не хочу!

Лично у меня никаких версий нет) Ни инопланетных, ни с временными путешествиями. Но и версия древних повозок отторгается моим мозгом. Когда видел колеи на фото, ещё как то сомневался. Но когда ходишь между ними, прослеживая каждый след, начинаешь понимать, что никакие повозки это сделать не могли.

 

Хотя вру. Есть одна версия)) Мне прям хочется узнать. А у местных кто-нибудь спрашивал, что это за следы? )) В Турции уже не один десяток лет очень активно перегораживаются реки всеразличными плотинами, что неизбежно ведёт к изменению уровня вод. И я не удивлюсь, если выяснится, что ещё в 50-х — 60-х годах здесь было озеро, которое сильно обмелело, и отошло на каких-то 1,5 км. И тогда это никакой ни вулканический туф, а хорошо высохшие осадочные породы из озера, по которым в конце 20го века, пока они ещё не высохли, проехались либо в инженерно-исследовательских целях, а может и просто кто-то из местных покатался)))

Но я всего лишь дилетант в геологии, и не претендую на истину в последней инстанции)) Это даже не версия, а размышления.

 

Кстати, колеи там не в одном месте. Имеются ещё и другие места, и тоже не далее 1.5 км от озера по прямой. В конце поста дам координаты на известные мне места, куда уже не поехал.

Выяснилось, что от колей к Aslankaya не проехать. Там широко раскинувшаяся вправо-влево ступенька высотой метра в полтора (кстати, как если бы там раньше был водоём). Поэтому пришлось оставить машину (39.09985, 30.42553), и по жуткому пеклу идти полтора км пешком в одну сторону. А всего то надо было от Memeç Kayalıkları проехать немного вдоль озера. Но, увы.

 

Aslankaya tapınağı (39.10527, 30.43)

 

Древнее святилище матери-богини Кибелы (VII -VI век до нашей эры). Название современное. Аслан, по-турецки, лев. Здесь три льва. Один на правой боковой стенке

 

и два в нише, встав на дыбы, лапами упираются друг в друга. Над нишей расположены два противостоящих сфинкса.

Правый верхний угол ниши со львами разрушен современными гробокопателями. Пытались взорвать монумент динамитом, в надежде найти внутри золото

На этом знакомство с Фригийской долиной закончилось. Я получил огромное удовольствие от этих двух дней. Вернее, на знакомство ушло чуть более суток. А по-хорошему надо дня три, для поверхностного ознакомления. А для любителей и пары недель не хватит. Кстати, хозяин отеля Мидас Хан, в котором мы ночевали, осуществляет сопровождение по объектам. При нас он повёл группу из трёх датчан. Машина есть, возможно возит и на дальние объекты. Цен не узнавал, телефон не взял. Но имея название и координаты, если очень захотеть, то связь наладить можно.

 

Ещё, если поедете по Фригийской долине, очень и очень рекомендую заехать в Айзини (39.01261, 30.57083). Там есть пещерные храмы ранних христиан. Очень впечатляющие. Я долго колебался, но надо было уже выезжать из долины. Решил, что заеду, когда поеду по срединной Турции.

Те, кто собирается туда ехать, посмотрите карту вначале поста. Там есть жёлтые отметки. Это куда мы не смогли заехать. Возможно они вас заинтересуют.

Ну вот, собственно, и всё с Фригийской долиной. Дальше из древностей у нас были Ликия, Рим и Византия.

 

Исходя из маршрута, мне надо было проехать как можно ближе к озеру Бейшехир. Изучив карту, нашёл только одно место с отелями, в 170-ти км от нас. Время около шести, 170 км не проблема. Но оказалось, что впереди нас ждёт не дорога, а подобие её. Началась она приблизительно в точке (38.45833, 30.91281). И вот вроде и на карте выглядит не сложно. Уж сколько всяких серпантинов уже пройдено.

 

Но мне показалось, что мы едем по ней вечно, хотя вверх дорога заняла 15 минут, и вниз 25 минут. В полной темноте, по дороге с полуразрушенным покрытием, обильно посыпанным то ли гравием, то ли камнями со скалы. Ни одного светоотражающего значка по бокам. И при этом уклон вверх… ну не знаю сколько градусов, но за 15 минут мы поднялись с 1020 метров на 1650. Зубец на скрине выше, и голубой холм на графике ниже.

Машина для такого уклона недостаточно мощная, и требует ехать на скорости, иначе всё время угрожает заглохнуть. Но на скорости нельзя, так как на поворотах на гравии рассыпанным тонким слоем поверх асфальта, ощутимо несёт. А где то ооочееень далеко внизу призывно мигают огоньки деревень. Причём совершенно отчётливо видно, что огоньки ну очень далеко, и лететь до них целую вечность. А времени на такие полёты нет совершенно))). С рёвом на всю округу, с грехом пополам, но перевалили через вершину, после чего я решил всё-таки перекурить, отлепив руки от руля. И тут нас ждала награда) Всю поездку наблюдалась какая-то дымка. Горы всё время проглядывались с трудом, закаты проходили в какой-то мгле. А тут. Что называется, небо вызвездилось. Такой млечный путь я видел только в открытом море. Это было потрясающе. Жаль не было техники, чтобы запечатлеть это.

Потом были долгие поиски отелей в Шаркикараагач. Почему то не везло, и все отели были переполнены. Уже почти отчаявшись, я случайно наткнулся на… общежитие? Ну что-то вроде этого. Это была, пожалуй, самая ужасная ночь) Но всего за 60 лир, как утром выяснилось, ещё и с завтраком, от которого мы предпочли отказаться. Называлось заведение — Pansiyon Akademi (38.07979, 31.36083). Большое количество молодых парней, удобства в коридоре, и жуткий запах. В комнате три двуярусных кровати. И вроде чистенько даже. Но запах доставал. В эту ночь было решено спать не раздеваясь, обернув подушки своими полотенцами)

 

Так день и закончился. Из расходов только 60 лир на ночёвку. Пройдено 290 км.

Пропущенные объекты:

Фригийская долина. Akpare Kale. Какой-то горный гребень? Крепость? (39.2287, 30.71441)  — Не было ни времени, ни сил на подъёмы.

Фригийская долина. Pismis Kale (39.21571, 30.72579). Мегалиты — Не разобрался, куда ехать.

Фригийская долина. Гробница? (39.04333, 30.51861) координаты не точные — Как то упустил. Жаль.

Фригийская долина. Üçlerkayası Köyü (39.08738, 30.41789) — уже не было сил. Перенасытились гробницами.

Фригийская долина. AyaziniВот чего особенно жаль. Обязательно посещу при объезде середины Турции. Там несколько объектов:

(39.01234, 30.57111)

(39.01263, 30.56921)

(39.01261, 30.57083)

(39.0275, 30.56761)

Фригийская долина. Колеи (39.10247, 30.41875) — уже не было сил

Фригийская долина. Колеи (39.0193, 30.52125) — уже не было сил

Фригийская долина. Дымоходы фей (39.19875, 30.67667) — Очень далеко от дороги.


←Второй день поездки по Турции                                       Четвёртый день поездки по Турции →